Кому нужен рэп

Вот уже, наверное, лет 30 всё о рэпе, как музыкальном стиле, вам будут готовы поведать молодые меломаны. Кто лучший исполнитель, как выглядит, о чём поёт и почему – всё это молодые люди готовы рассказать, дать послушать музыку и «подбросить» ссылочку в сети.

Что интересно, лет 25 назад ситуация выглядела точно также: только вместо файлов mp3 были кассеты, а позже компакт-диски, но рэп был музыкой молодых, пользовался у них огромной популярностью, и звучал в молодежных кругах широко и активно.

Кому был нужен рэп?

Первым поклонникам рэпа у нас в России сегодня уже за 40. Но в массе своей они от рэпа потихоньку отошли и переключились на что-то другое.

Поэтому первый признак музыкального стиля рэп таков – это музыка молодых от 15 до 25, выражающая каким-то образом их симпатии, интересы и вкусы. Обычно рэп не похож на музыку «взрослых» и чаще противопоставляется ей же, независимо от жанра: рок, шансон, блюз. В общем - это одно из «знамен» молодёжи.

Рождение рэпа относится к началу 70х годов XX века. Среди «прародителей» - жители острова Ямайка и нью-йоркского района Бронкс. Кто бы мог подумать, что привычка ямайских диджеев начитывать, наговаривать ритмично и музыкально словесные тексты на фоне энергичного активного бита подарит нам рэп.

Но аудитория афроамериканского района в Нью-Йорке, где работали выходцы с Ямайки, была отзывчивой, ритмически податливой и новая манера преподнесения музыки получила продолжение.

Рядом с термином рэп часто звучит другой музыкальный термин: хип-хоп. Иногда эти понятия подменяют друг друга, и надо четко представлять их отличие. Хип-хоп – это жанр, вид музыки, а рэп – отдельный прием, способ преподнесения текста на фоне звучащей музыки. Применительно к рэпу можно употребить термин – ритмический речитатив. Получается, что рэп – элемент, часть хип-хопа.

Но, рэп, как приём в музыке может встречаться и в других жанрах. Вполне возможен рэп в ню-металле, альтернативном роке, хард-кор музыке, не говоря уж о рэп-коре и поп-рэпе.

Ещё один любопытный нюанс: термин рэп появился раньше термина хип-хоп почти на 10 лет.

Покопаемся в истории


Слово рэп (rap – англ.) – переводится как «стук, удар», а можно перевести как «говорить, разговаривать». Одно время пытались представить слово рэп, как аббревиатуру (сокращение): РЭП. Варианты расшифровки были такие:

- RaP – ритм и поэзия;

- RAP – ритмическая африканская поэзия;

- RAP - радикальная американская поэзия.

Были и другие варианты истолкования, но это всё неправильно, поскольку в английском языке rap пишется прописными буквами и имеет сходство со словами: rapping, rapper (заниматься рэпом, рэпер). А попытки расшифровки предпринимались не в англоязычных странах.

Имена людей с которых рэп начинался мы знаем. Это Кул Гёрк (англ. Kool Herc) – человек с Ямайки, фанат певца Джеймса Брауна, в Нью-Йорке, в Бронксе проявил себя как диджей. Две пластинки, прием скретч и короткие речёвки в микрофон для подбадривания публики – это его изобретение.

Кул Гёрк – сценический псевдоним, настоящее имя человека - Клайв Кэмбелл, но поскольку он был высоким, занимался баскетболом, то возникновение прозвища Гёрк (Геркулес) вполне понятно. Сегодня Геркулесу 60 лет, особенно он, нигде не «светится», лишь эпизодически появляется на фестивалях хип-хоп музыки, иногда принимает участие в записях других исполнителей.

Если Кул Гёрк придумал музыкальный прием («болтовня» на фоне музыки), то его ещё надо было как-то назвать. Это сделали исполнители будущей рэп-группы - The Sugarhill Gang («Шугахилл Гэнг»): Уандер Майк и Мастер Джи, сочинившие композицию «Rapper’s Delight» (Восторг рэпера).

Запись была сделана всего за один день, группа из 3х исполнителей собралась случайно, ритм и партия бас-гитары были позаимствованы из модного хита в стиле диско, но в итоге получилась первая рэп-композиция.

Название группы тоже во многом случайно: Sugarhill (сахарный холм) позаимствовано из названия студии звукозаписи, а Gang (банда) – видимо дань тогдашней моде. Во всяком случае, «Банда сахарного холма» (The Sugarhill Gang) продолжает свои выступления и по сей день в составе различных шоу хип-хопа старой школы (англ. Old School).

На современной фотографии «Шугахилл Гэнг» Мастер Джи выглядит слишком уж молодо, а дело в том, что вместе с ним и Уандером Майком начинал Биг Хэнк Хэнк, который ушел из жизни в ноябре 2014 года после долгой болезни.

Композиция «Rapper’s Delight» (Восторг рэпера) стала началом и «точкой отсчета» рэпа: были задействованы типичные рифмы в тексте, показано состязание 3х исполнителей-чтецов (их называют MC – эмси), затронуты типичные темы, выдержана манера подачи с некоторым шутовством и показным тщеславием.

 

50 cent

А что дальше?

А дальше рэп отправился в путешествие по всему миру, причём внешняя простота музыкального приёма позволяет использовать его практически в любом музыкальном стиле.

Сначала в 80х годах это было модно и необычно, в 90х – стало традиционным приёмом для молодёжной музыки, а в 21 веке уже и трудно представить музыку молодёжи без рэпа.

Хотя кое-какие вопросы и возникают: рэп – часть хип-хоп. Для хип-хопа характерны баттлы (англ. Battle) – состязания-перепалки между хип-хоперами, в которых исполнители демонстрируют уровень своего мастерства. Баттлы бывают шутливыми, а бывают и посерьёзней. Но в современных рэп-композициях (особенно у российских исполнителей) их как-то «днем с огнём» не услышишь.

Хип-хоп культура, частью которой является музыкальный стиль хип-хоп и музыкальный прием рэп, складывалась из 4х элементов: эмсинг (считка под музыку и лучше не в одиночку), диджеинг (работа с вертушкой), брейкинг (танцы) и граффити (изо-символы и краски). Поэтому в выступлении рэперов это всё должно присутствовать, но часто ли мы видим такое?

А пока в хип-хопе появился 5й элемент – битбоксинг (звукоподражание). Звукоподражать пытаются многие, поскольку это «последний писк» музыкальной моды, но у всех получается по-разному.
 

рэперы

Списки современных российских и американских рэперов длинны и практически бесконечны, рейтинговые списки, пожалуй, тоже мало что говорят. Поскольку рэп-музыка является молодёжной музыкой, то здесь у молодых слушателей работает принцип: «Кого знаю, того и слушаю!» Ну, ещё можно послушать того, кого знают и слушают друзья.

Хотя Эминема (США) знают даже взрослые: биография у парня нетипичная, да и исполнитель (с позиций взрослых меломанов) вроде бы неплохой и «раскрученный».

В свое время европейский шведско-африканский рэпер Dr. Alban спел и сказал: «Its My Life» (с англ. Это моя жизнь). Поэтому, пока молодежь разных стран, языков и континентов будет слушать музыку, будет рэп, будет хип-хоп, будет молодежная мода. К 5ти элементам хип-хопа: эмсингу, диджеингу, брейкингу, граффити, битбоксингу, возможно добавится 6й элемент.

И молодые будут громко говорить: «Это наша жизнь. А на вас (взрослых) мы похожими быть не хотим! Поэтому у нас будет своя музыка!»

И, по-видимому, так будет вечно…

Просмотров: 135 | Добавил: Mts (27.11.2016) | Теги: Рэп, русский рэп | Категория: Статьи

По теме:
На этой странице мы предоставили вашему вниманию Кому нужен рэп. В комментариях вы можете оставить свой отзыв или выразить точку зрения о тексте. Если вы являетесь автором и против публикации текста на данном сайте, сообщите об этом через форму обратной связи.
Вверх